ГлавнаяРегистрацияВход
Пантера Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Клубные статьи [5]
Страницы истории [7]
Очерки о исторических реалиях
фехтование [10]
статьи на тему фехтования
Танцы и музыка [0]
Укрощение огня [1]
клубна мастерская [1]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » Клубные статьи

На катану надейся, а сам не плошай
  Для Японии катана стала не просто оружием, этот меч стал символом сословия, на протяжении столетий вершившего ее историю, а по мнению некоторых особо фанатичных поклонников, именно благодаря катане сформировался дух японской нации.
    Правда, в наши дни благодаря кино и телесериалу «Горец», многие вполне искренне полагают, что этот меч — главное оружие шотландских горцев или, как минимум, представителей клана Маклаудов. На самом деле к Шотландии этот меч не имеет никакого отношения.
    Первые японские мечи были практически точными копиями китайского прямого меча «цзянь» и на катану почти не походили. В раннем средневековье именно такими мечами пользовалось большинство представителей тогда только зарождавшегося самурайского сословия. В то время отнюдь не меч был главным оружием японского воина, а большой лук «юми». Положение вещей начало меняться примерно во второй половине XI века, когда в междоусобных войнах стала приобретать особую роль конница. Кроме того, в боевых действиях нередкими были осады и штурмы замков, бои в ночных условиях, зимой, во время дождя или при сильном ветре, в общем, в тех условиях, когда лук бесполезен. Особенно это проявилось в XII веке, в годы долгой войны между крупнейшими феодальными домами Тайра и Миномото. В этих условиях самураям понадобился меч, при помощи которого можно было эффективно решать все стоящие перед ними задачи рукопашного боя — от лихой кавалерийской рубки до поединка один на один с другим самураем, с которым, образно говоря, не сошлись во мнениях. Все это и породило, катану. Разумеется, назвать изобретателя катаны за давностью лет невозможно.
    Прежде всего договоримся о терминах: катана — это клинковое оружие определенной формы, конструкции, изготовленное по определенной технологии. Катаны различаются размерами, и каждый размер имеет собственное название. И значение.
    С точки зрения конструкции, катана очень простое оружие — слабоизогнутый клинок, слегка сбегающийся к концу, острие резко скошено назад от лезвия. Заточка катаны классическая, односторонняя. Длинная рукоять, обтянутая акульей кожей, двуручная для большого меча — «о-дати», одноручная для меча короткого «ко-дати», кинжала «вакидзаси» или ножа «танто». Руку защищала круглая, овальная или в очень редких случаях фигурная плоская гарда из стали или бронзы, называемая «цуба». Как правило, цубу украшали росписью, чеканкой или гравировкой. Интересно, что цубы практически никогда не копировались, поэтому еще в XVI веке стали предметом коллекционирования.
    Главной частью любого меча, разумеется, является клинок. Катана никогда не получила бы такой известности, если бы не технология ее изготовления. Мастер-оружейник, как правило, сам принадлежавший к самурайскому сословию, начинал изготовление меча с молитв синтоистским богам и развешивания по кузнице и дому различных талисманов. Непосредственно перед тем, как начать работу над мечом, мастер облачался в парадные одежды. А вот то, что происходило дальше, нам известно лишь очень приблизительно. Мастер обычно работал в одиночестве либо с учеником, которому изустно передавал свои знания и опыт. Ни одного руководства по изготовлению мечей не было написано, и если мастер умирал, не обучив ученика, то вместе с ним умирали и секреты его мастерства. Известно, что полосы металла, с которыми мастер работал, предварительно на некоторое время сам мастер закапывал в землю, для того, чтобы ржа уничтожила наименее качественный металл. Кроме того, эти куски стали зачастую закапывались не просто в землю, а в землю близ вулканов и гейзеров для того, чтобы металл «напитался» рядом элементов в тех пропорциях, которые были известны самому мастеру. В процессе ковки различные полосы стали, взятые мастером из разных мест, сковывались вместе, до нескольких сот раз складываясь и проковываясь, так что образовывался клинок, состоящий из сотен слоев, каждый из которых имел свой собственный состав. Процесс изготовления каждого меча продолжался от нескольких месяцев до десяти-пятнадцати лет. Известны случаи, когда глава самурайского рода мечи мастеру заказывал сразу после рождения сына, чтобы к тому дню, когда сын закончит обучение, он мог получить оружие, изготовленное специально для него.
    С точки зрения самих мастеров, каждый меч только тогда чего-то стоит, когда мастер вложил в него свою душу. Меч должен отражать характер мастера и соответствовать характеру будущего владельца. С этой точки зрения интересен своеобразный поединок, который состоялся между двумя величайшими оружейниками XIV века Муромасой и Масамуне. Они вонзили мечи своей работы в дно неглубокого осеннего ручья, обратив их лезвиями против течения воды. Все листья, которые попадали на лезвие меча работы Муромаса, оказывались рассечены надвое, те же листья, которые приближались к мечу работы Масамуне огибали меч, не касаясь клинка. В этом поединке Муромаса признал себя побежденным, поскольку, согласно японской философии меча, меч не оружие агрессии, но оружие мира, и его дело — войны предотвращать или прекращать.
    Основным оружием самурая был разумеется большой меч — «о-дати». Длина его клинка — от 75 до 90 сантиметров, вес — от 3,5 до 5 килограммов, им можно было с одинаковым успехом пользоваться как в конном, так и в пешем строю, одной и двумя руками, в паре с коротким мечом «о-дати», кинжалом «вакидзаси» или ножом «танто», или таким же большим мечом. Правда, классикой считалось использование меча без всякой пары. Фехтование катаной достаточно скупо на движения. Идеалом боя было победить так называемым молниеносным ударом, представляющим собой единое движение, которым следовало выхватить меч из ножен, заткнутых за пояс лезвием вверх, нанести смертельный удар и вернуть меч в ножны, успев стряхнуть с клинка кровь. По легенде этот удар изобрел молодой самурай Ходзё Дзинсуке, поклявшийся отомстить за смерть своего отца его убийце, знаменитому фехтовальщику. В течение нескольких лет он практиковался в этом одном, единственном ударе, после чего вызвал врага на поединок и одержал победу.
    Великие мастера меча были известны всей Японии. Их называли «кэнсэями», они считались образцами самурая и стоили в бою десятков и сотен воинов. Это не преувеличение. Один из таких воинов, прославившийся в междоусобных войнах XVI века, даймё (князь) Такеда Сингэн однажды всего с десятком бойцов выдерживал в течение нескольких месяцев осаду против полутысячного отряда, отбив несколько штурмов и вынудив в итоге врага отступить. Надо сказать что далеко не все стили фехтования катаной были скупы на удары. Один из навыков, которым следовало овладеть самураю, — отбивать стрелы и уклоняться от них, требовал многочисленных взмахов и финтов. Если вы, для того чтобы проверить, насколько это было возможно, схватили четырехкилограммовую гантелю и попробовали ею поразмахивать, то вы зря потратили время: катана была отлично сбалансирована, и ее вес был распределен так, чтобы как можно меньше ощущаться воином.
    Говоря о знаменитых кэнсэях, нельзя не упомянуть, пожалуй, самого знаменитого фехтовальщика Японии Миямото Мусаси. Он сражался мечами, сельскохозяйственными орудиями, простыми палками и даже голыми руками — и всегда выходил победителем. Мусаси в своей книге, посвященной воинскому искусству, сформулировал принцип, согласно которому обычный боец побеждает мечом, который носит в руке, хороший — мечом, который носит в сердце, а великий — вообще без меча.
    В 1868 году, после буржуазной революции в Японии, самураям запретили носить мечи, однако искусство фехтования катаной не исчезло, продолжая развиваться как вид спорта — «кэн-до», существующий по сей день. Катана в последний раз пошла в бой в годы Второй мировой войны, когда многие японские офицеры и унтер-офицеры шли в рукопашную во время отчаянных боев на тихоокеанских островах. Если верить воспоминаниям американских морских пехотинцев, самураи были страшными противниками, легко разрубавшими своими мечами карабины, которыми пытались парировать удары, вместе с владельцами. Настоящая трагедия в истории катаны произошла после окончания войны, когда американские оккупационные власти, стремясь искоренить в Японии самурайский дух, потребовали наряду с прочим оружием сдать все катаны. Многие самураи, дабы избежать позора, а отдать меч врагу согласно самурайскому кодексу чести — позор, уничтожили свои мечи, нередко совершая после этого самоубийство. До наших дней дошло совсем немного истинных катан, большая их часть находится во владении музеев и частных коллекционеров. Немногие образцы катан, изготовленных до 1868 года изредка появляются на аукционах и стоят баснословных денег. Например, в 1995 году одну из катан XVIII века продали за 600000 долларов США. Вы должны помнить, что настоящую катану может приобрести только очень богатый человек. Единственный разумный выход — купить появившиеся в последнее время в ряде оружейных магазинов японские новоделы из высококачественной стали, с правильной заточкой, с ножнами, рукоятью и цубой, изготовленной по традиционной японской технологии. Такие мечи стоят от 300 у.е. и приобретаются на вполне законных основаниях как сувенирные или коллекционные. Кроме того, ряд оружейных фирм, в том числе и японских, по-прежнему выпускают ножи танто, правда, их ножны и рукоять значительно осовременены, но они, в принципе, являются далекими наследниками той самой катаны…




Источник: http://www.odessapassage.com/arhiv/2004/jan2004/sportclub50/index.php3
Категория: Клубные статьи | Добавил: pantera-lviv (26.01.2009)
Просмотров: 918 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz