ГлавнаяРегистрацияВход
Пантера Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Акционерное общество «Ландскнехт» [3]
История Франции 14 в. [4]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » Страницы истории » История Франции 14 в.

Правила поведения в куртуазном обществе
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В КУРТУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ

С XIII века жизнь при дворе строилась в соответствии с правилами этикета. Составить представление о правилах поведения в куртуазном обществе помогут выдержки из поучительных трактатов XIII века.

Начиная с XIII века жизнь при дворе строилась в соответствии с правилами этикета, изучение которых становилось школой для всё новых и новых поколений честолюбцев. Знание правил "игры" позволяло человеку чувствовать себя частью обособленного сообщества и получать двойное удовольствие от процесса игры, от того, что неизменно является сутью жизни и от тех мелочей, которые складываются в её образ. Этикет, создававшийся для узкого круга придворной знати, оказывал влияние и на городскую среду, особенно на ту её часть, которая входила в соприкосновение с элитой. Новые правила поведения требовали от человека не только мужества, силы и ловкости, но и душевной тонкости, обходительности, не столько смирения и терпения, сколько вежливости и опрятности.

Именно в XIII веке прекрасным поэтом Робером де Блуа была написана небольшая серия литературных поучений — "Воспитание принцев" и "О целомудрии женщин" — настоящая энциклопедия куртуазного поведения. Отдавая дань традиции, автор называл главными добродетелями благородного человека чувство справедливости, ум (мудрость), силу и умеренность (в значении, близком к слову "мягкость"). Будучи человеком "золотого века" рыцарства, он очень уважительно отзывался о женщинах, постоянно напоминая об их слабости, деликатности и утверждая, что женщины более мужчин угодны Богу.
Робер де Блуа призывал всех рыцарей оказывать дамам бескорыстные услуги, быть снисходительными к ним и никогда не говорить о женщинах дурно, даже "если они того заслуживают". Он учил, как следует вести себя в обществе и в храме, с людьми более знатными, вплоть до королей, и самого ничтожного звания, на приеме во дворце, на гуляньи и за столом. Правила приличия, сформулированные Робером де Блуа для придворных времени Людовика Святого, покажутся очень знакомыми буквально каждому человеку, поскольку они воспроизводи-лись из века в век бесчисленное количество раз. Поэт писал:

"...Будьте скромными, не позволяйте себя обнимать, даже в шутку; не стройте глазки, не лукавьте, не принимайте ухаживаний людей с дурной репутацией, умейте вежливо, но твердо отказывать нескромным влюбленным... Учитесь (красиво) есть. За столом много не смейтесь, не болтайте. Не хватайте лучших кусков, а в гостях не ешьте без меры. Не браните предложенные вам блюда. Вытирайте рот, но не вытирайте нос, тем более скатертью...".

Конечно, Робер де Блуа был не одинок в своем стремлении облагородить манеры молодых людей, научить их уму-разуму, восславить добрые нравы и осудить разврат. Франческо да Барберино (1264—1348), живший то в папской резиденции в Авиньоне, то при дворе Филиппа Красивого, написал два обширных трактата — "Предписания любви" и "Правила поведения и нравы сеньоров", в которых куртуазная культура "препарируется" и рассматривается во всех своих проявлениях, от Божественной любви до тонкостей поведения за столом. Ссылаясь на известные ему авторитеты, он писал:

"...Между людьми, равными по положению, в тех случаях, когда нет слуги, обязанность разрезать пищу возлагается на того, у правой руки коего окажется нож, чтобы рука, способная использовать нож, находилась со стороны сотрапезника, ибо, если бы дело обстояло наоборот, ты бы не мог как следует укладывать мясо с его стороны, поскольку с той же стороны было бы и блюдо с мясом, и рука, которая должна держать мясо, а не только место, куда (следует. — Л. Г.) укладывать нарезанные куски...".

Автор знаменитого "Романа о Розе", классик средневековой литературы Гильом де Лорис так же наставлял своих современников в искусстве куртуазного поведения и в умении жить:

"В одежде и наряд ах соображайся с твоими доходами. Хорошее платье и красивые украшения располагают к нам людей. Платье заказывай искусному мастеру, чтобы полы были приличного покроя и рукава вшиты как следует. Старайся тоже, чтобы у тебя были почаще новые полусапожки и туфли со шнуровкою, и обрати внимание, чтобы они были впору. Таким образом. ты посрамишь завистников на каждом шагу. Пусть у тебя будут перчатки и кошелек шелковые. На платье носи пояс. И если ты не из богатых, то будь бережлив. Но одевайся как можно лучше, чтобы не ударить лицом в грязь. Венок из цветов, недорогой, и розан дикий доступны всякому. Не допускай на себе нечистоты, мой чаще руки, чисть зубы, держи ногти в чистоте и не слишком отращивай их. Расчесывай волосы, не натирай себя румянами, пуще же всего не делай никому глазки, ибо это свойственно разве только непотребным женщинам, у которых одно притворство и лукавство заменяют истинную любовь".


  
   Публикуется по: Горбачева Л. М., Костюм средневекового Запада: от нательной рубахи до королевской мантии. - М.: изд-во "ГИТИС", 2000 - С.126-128.
Категория: История Франции 14 в. | Добавил: pantera-lviv (24.03.2009)
Просмотров: 747 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Хостинг от uCoz