О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В КУРТУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ
С XIII века жизнь при дворе строилась в соответствии с правилами
этикета. Составить представление о правилах поведения в куртуазном
обществе помогут выдержки из поучительных трактатов XIII века.
Начиная с XIII века жизнь при дворе строилась в соответствии с
правилами этикета, изучение которых становилось школой для всё новых и
новых поколений честолюбцев. Знание правил "игры" позволяло человеку
чувствовать себя частью обособленного сообщества и получать двойное
удовольствие от процесса игры, от того, что неизменно является сутью
жизни и от тех мелочей, которые складываются в её образ. Этикет,
создававшийся для узкого круга придворной знати, оказывал влияние и на
городскую среду, особенно на ту её часть, которая входила в
соприкосновение с элитой. Новые правила поведения требовали от человека
не только мужества, силы и ловкости, но и душевной тонкости,
обходительности, не столько смирения и терпения, сколько вежливости и
опрятности.
Именно в XIII веке прекрасным поэтом Робером де Блуа была написана
небольшая серия литературных поучений — "Воспитание принцев" и "О
целомудрии женщин" — настоящая энциклопедия куртуазного поведения.
Отдавая дань традиции, автор называл главными добродетелями
благородного человека чувство справедливости, ум (мудрость), силу и
умеренность (в значении, близком к слову "мягкость"). Будучи человеком
"золотого века" рыцарства, он очень уважительно отзывался о женщинах,
постоянно напоминая об их слабости, деликатности и утверждая, что
женщины более мужчин угодны Богу.
Робер де Блуа призывал всех рыцарей оказывать дамам бескорыстные
услуги, быть снисходительными к ним и никогда не говорить о женщинах
дурно, даже "если они того заслуживают". Он учил, как следует вести
себя в обществе и в храме, с людьми более знатными, вплоть до королей,
и самого ничтожного звания, на приеме во дворце, на гуляньи и за
столом. Правила приличия, сформулированные Робером де Блуа для
придворных времени Людовика Святого, покажутся очень знакомыми
буквально каждому человеку, поскольку они воспроизводи-лись из века в
век бесчисленное количество раз. Поэт писал:
"...Будьте скромными, не позволяйте себя обнимать, даже в шутку; не
стройте глазки, не лукавьте, не принимайте ухаживаний людей с дурной
репутацией, умейте вежливо, но твердо отказывать нескромным
влюбленным... Учитесь (красиво) есть. За столом много не смейтесь, не
болтайте. Не хватайте лучших кусков, а в гостях не ешьте без меры. Не
браните предложенные вам блюда. Вытирайте рот, но не вытирайте нос, тем
более скатертью...".
Конечно, Робер де Блуа был не одинок в своем стремлении облагородить
манеры молодых людей, научить их уму-разуму, восславить добрые нравы и
осудить разврат. Франческо да Барберино (1264—1348), живший то в
папской резиденции в Авиньоне, то при дворе Филиппа Красивого, написал
два обширных трактата — "Предписания любви" и "Правила поведения и
нравы сеньоров", в которых куртуазная культура "препарируется" и
рассматривается во всех своих проявлениях, от Божественной любви до
тонкостей поведения за столом. Ссылаясь на известные ему авторитеты, он
писал:
"...Между
людьми, равными по положению, в тех случаях, когда нет слуги,
обязанность разрезать пищу возлагается на того, у правой руки коего
окажется нож, чтобы рука, способная использовать нож, находилась со
стороны сотрапезника, ибо, если бы дело обстояло наоборот, ты бы не мог
как следует укладывать мясо с его стороны, поскольку с той же стороны
было бы и блюдо с мясом, и рука, которая должна держать мясо, а не
только место, куда (следует. — Л. Г.) укладывать нарезанные куски...".
Автор знаменитого "Романа о Розе", классик средневековой литературы
Гильом де Лорис так же наставлял своих современников в искусстве
куртуазного поведения и в умении жить:
"В одежде и наряд ах соображайся с твоими доходами. Хорошее платье и
красивые украшения располагают к нам людей. Платье заказывай искусному
мастеру, чтобы полы были приличного покроя и рукава вшиты как следует.
Старайся тоже, чтобы у тебя были почаще новые полусапожки и туфли со
шнуровкою, и обрати внимание, чтобы они были впору. Таким образом. ты
посрамишь завистников на каждом шагу. Пусть у тебя будут перчатки и
кошелек шелковые. На платье носи пояс. И если ты не из богатых, то будь
бережлив. Но одевайся как можно лучше, чтобы не ударить лицом в грязь.
Венок из цветов, недорогой, и розан дикий доступны всякому. Не допускай
на себе нечистоты, мой чаще руки, чисть зубы, держи ногти в чистоте и
не слишком отращивай их. Расчесывай волосы, не натирай себя румянами,
пуще же всего не делай никому глазки, ибо это свойственно разве только
непотребным женщинам, у которых одно притворство и лукавство заменяют
истинную любовь".
Публикуется по: Горбачева Л. М., Костюм средневекового Запада:
от нательной рубахи до королевской мантии. - М.: изд-во "ГИТИС", 2000 -
С.126-128.
|