Является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат с плотно облегающей тело кирасой из железных полос, воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи, с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов, годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть, и шлем с небольшим гребнем, выступающим вперёд, как клюв, и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Стоит отметить, что, если не считать негодности к конному бою, то доспех был весьма совершенным и, если не считать отсутствия поножей, благодаря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздние кодзан-до.
Кэйко
Ламеллярный доспех в форме танко, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента. Танко оказался совершенно непригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников. Поскольку кейко, в отличие от точно подогнанного по фигуре танко, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными — шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку. С ростом популярности конного боя ламинарные танко оказались полностью вытеснены ламеллярными кэйко, так как основные заказчики танко перешли на конный бой и теперь носили кэйко, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать танко.
О-ёрой
Буквально «большой доспех» — самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламмелярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого. Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого статуса их носителя. Данный доспех был предназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно, закрывая руки, кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной, предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение ламелляра. Другой характерной особенностью этого ламмеляра было предельно жёсткое плетение пластин — настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем защита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части — нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для защиты лица от стрел сбоку. Неотъемлемым атрибутом о-ёрой была специальная накидка — хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными.
До-мару
Буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех, который, в отличие от о-ёрои, предназначен для пешего боя и самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими. К отличительным особенностям до-мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники — гёё, более простое плетение ламмеляра и удобная для бега юбка из большего количества секций. При этом буси носившие до-мару желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники — о-содэ (от доспеха о-ёрои), а минимальные наплечники — гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди.
Нуинобэ-до
ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначенный для тех, кто хотел настоящий ламелляр, но не мог позволить себе настоящий хон-кодзане-мару-до.
Буквально «кираса-бочка» — доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба — мон). Полосы могли быть как горизонтальными — ёкохаги-окэгава-до, так и вертикальными — татэхаги-окэгава-до.
Юкиносита-до
По имени создателя — Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до — по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей — гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным.
Намбан-гусоку
Буквально «доспех южных варваров» — очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской пуленепробиваемой кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником — сикоро), иногда в комплекте с европейскими наплечниками — намбан-содэ, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем одевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье одевалось не под (как в обычно в Европе), а демонстративно на кирасу. Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Что касается восприятия европейцев как варваров, то это связано с большими культурными различиями той поры. Для сравнения: китайцев и корейцев варварами не называли, более того, и в Японии и в Корее главным видом письменности были китайские иероглифы, а местная письменность использовалась для вспомогательных целей (например, в Японии для написания суффиксов и окончаний к словам, корни которых записаны китайскими иероглифами).
1. кираса — до 2. латная юбка — кусадзури (у ранних доспехов)/гэссан (у поздних доспехов) 3. набедренники — хайдатэ (старое название: хидза-ёрой)
фактически представляли собой латную юбку, секции которой могли быть обвязаны вокруг бёдер (то есть необязательно обвязывались) образуя подобия штанин
4. наколенники — татэ-огэ 5. поножи — сунэатэ
вместо поножей, асигару носили обмотки — кяхан, которые использовались самураями в качестве поддоспешника под поножи (то есть носились для амортизации ударов)
6. латная обувь/сабатоны с отдельным большим пальцем — когакэ
кокагэ из кожи усиленной пластинами и кольчугой надевавшиеся поверх сандалий, менее известны чем знаменитые башмаки из медвежьей шкуры — куцу
7. наплечники — содэ 8. наручи — котэ
перевод «наручи» является приблизительным, так как только некоторые варианты котэ являлись настоящими наручами, и чаще всего котэ представляли собой стёганый матерчатый рукав с нашитыми пластинками и кольчугой (в ранних вариантах нередко без кольчуги). Что любопытно к моменту появления самурайского доспеха, а именно о-ёрой, настоящие наручи (защита предплечья) имевшиеся у до-самурайских доспехов, успели полностью выйти из употребления. И почти весь поздний Хэйан защита рук ограничивалась лишь наплечниками и перчатками для стрельбы из лука. Но в конце Хэйан — начале Камакура, появился наруч в виде стёганного рукава с несколькими нашитыми пластинками (нередко из лакированной кожи, а не металла), предназначенный для защиты левой руки держащей лук от удара тетивой. Причём, в связи с особой японской техникой стрельбы из лука — юкаэри, когда лук после стрельбы свободно проворачивается в держащей его руке, удар тетивой мог прийтись не по внутренней предплечья, а по наружной. Что любопытно, техника юкаэри была предназначена для избежания удара тетивой по руке, и опытный лучник используя эту технику, действительно избегал такого удара. но в горячке боя неопытный воин всё же рисковал получить удар тетивой. Вновь появившиеся наручи оказались также полезны и при фехтовании, особенно с нагигатой и против неё, в связи с чем уже при первых регентах Ходзё, наручи стали носить на обеих руках.
9. рукавицы и перчатки — тэкко (полурукавицы) и югакэ (перчатки)
тэкко — как правило представлял собой пластину (нередко в виде стилизованной ладони), являющуюся частью котэ и прикрывающую тыльную сторону ладони, в поздних вариантах оснащённую дополнительной пластиной прикрывающей большой палец. Остальные пальцы обычно были либо не защищены, либо прикрыты только частично. перчатки юкагэ были предназначены лишь для защиты пальцев при стрельбе из лука, и потому не давали достаточной защиты от холодного оружия.
широкая пластина идущая по нижнему краю шлема, помимо его усиления служащая также креплением для назатыльника. Импортные европейские шлемы, не имевшие этой пластиной, специальной до оснащались ею в целях крепления назатыльника
фигурная пластина кувагата изогнутая назад-вбок хоть и обычно имело форму стилизованных рогов, могла иметь также и другую форму термином ваки-датэ (боковыми датэ), назывались не только настоящие рога, но и любые украшения прикреплённые с боков шлема
крепление ёдарэ-какэ было предназначено для ношения с маской, и потому ёдарэ-какэ могло носиться только с ней; нодава напротив не могло носится с маской