ГлавнаяРегистрацияВход
Пантера Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Реконструкция » Историческая информация » Бургундия (Инфа по Бургундии)
Бургундия
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:32 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Даю общую информацию:

Историческая справка.
Краткая информация.
В средние века название Бургундия носили различные государственные и территориальные образования. В 5 в. на территории расселения германского племени бургундов возникло королевство Бургундия с центром в Лионе (в 6 в. было присоединено к Франкскому государству, в составе которого за этой территории сохранялось название Бургундия). В 9 в. в ходе распада Франкского государства, на части территории бывшего королевства Бургундия образовалось 2 королевства, разделённых Юрским хребтом: Верхняя (или Трансъюранская) Бургундия и Нижняя (или Цисъюранская) Бургундия, объединившиеся в 933 в единое королевство Бургундия, или Арелат, с центром в Арле (с 1032—34 в составе «Священной Римской империи», в 14 в. большая часть его территории вошла в состав Французского королевства, северо-восточная часть — в состав Швейцарского союза). На части территории королевства бургундов, отошедшей в 843 к Западно-Франкскому королевству, в 9 в. образовалось герцогство Бургундия (центр г. Дижон). Оно находилось в вассальной зависимости от французских королей и в 1032—1361 принадлежало представителям боковой ветви французской династии Капетингов. В 14—15 вв. бургундские герцоги, опираясь на поддержку городов и используя тяжёлое экономическое и политическое положение Франции в связи со Столетней войной 1337—1453, фактически превратили герцогство Бургундия в самостоятельное государство. Герцог Филипп Смелый (правил в 1364—1404), основатель новой династии бургундских герцогов — Валуа, присоединил к своим владениям Фландрию, Артуа, Франш-Конте (или графство Бургундия).

Герцоги Иоанн Бесстрашный (правил в 1404—19), Филипп Добрый (правил в 1419—67) стояли во главе одной из феодальных клик, боровшихся в первой трети 15 в. за власть во Франции (см. Арманьяки и Бургиньоны). Иоанн Бесстрашный заключил союз с Англией и оказал ей помощь в войне против Франции; Филипп Добрый перешёл на сторону Франции, получив в качестве вознаграждения Пикардию и некоторые другие французские земли (1435). Он присоединил к своим владениям Эно, Голландию, Зеландию, Намюр, Брабант, Лимбург, Люксембург. В результате присоединений 14—15 вв. (см. карту) образовалось обширное Бургундское государство, ставшее одной из сильных европейских держав. Его экономической и политической основой были передовые в экономическом отношении нидерландские владения, прежде всего Брабант и Фландрия с их высокоразвитыми городами; собственно Бургундское герцогство играло подчинённую роль плацдарма, использовавшегося герцогами для ослабления королевской власти во Франции путём разжигания феодально-сепаратистских мятежей. Герцоги стремились объединить и централизовать свои многочисленные территориально разбросанные владения. С 1463 стали регулярно созываться Генеральные штаты всей страны, сложился строй сословной монархии. Герцог Карл Смелый (правил в 1467—77), стремившийся присоединить новые земли, в частности Лотарингию и Эльзас, и столкнувшийся с объединительной политикой французских королей (Людовика XI), потерпел полное поражение в этой борьбе: Бургундские войны 1474—77 окончились гибелью Карла Смелого и распадом обширного, но лишённого экономической и этнической общности Бургундского государства. Территория собственно Бургундского герцогства (а также Пикардия) вошла в состав французского королевства, образовав самоуправляющуюся провинцию Бургундия (Bourgogne); в 1790 была разделена на департаменты Сона и Луара, Эн, Кот-д"Ор, Йонна. Нидерландские владения перешли к Габсбургам (окончательно в 1482, после смерти дочери Карла Смелого Марии Бургундской, с которой прекратилась бургундская династия).

Бургундия:
(франц. Bourgogne) — бывшая французская провинция, когда-то самостоятельное королевство и герцогство, занимала 25714 кв. км, в центре восточной Франции, в бассейнах рек Сены, Луары и Роны и граничила на севере с Шампаньей, на западе с Бурбоннэ и Нивернэ, на юге с Дофинэ и Люннэ, на востоке с Савойей, Швейцарией и Франш-Конте. В настоящее время из Б. образовались департаменты: Эна (Aia), Соны и Луары, Кот-д'Ор и Ионны. Рекой Соной Б. разделяется на северную, гористую Верхнюю Б. и южную, низменную Нижнюю Б. Страна получила название от германского племени бургундов (Burgundii, Burgundiones), жившего первоначально в области рек Нецы и Варты. В III столетии до Р. X. бургунды переселились по верхнему течению реки Вислы, откуда были вытеснены гепидами. В великом переселении народов Б. постепенно все передвигались на юго-запад, пока в области реки Майна не сделались соседями алеманнов, с которыми находились в постоянной вражде. Отсюда они вместе с другими германскими племенами делали частые набеги на соседнюю Галлию, но в 277 г. после Р. X. были разбиты императором Пробом. В 413 году, с согласия римлян, бургунды, с королем Гунтаром во главе, основали государство по левому берегу Рейна, между Лаутером и Наге, с главным городом Вормсом (Бургундия Нибелунгова цикла). Вследствие возмущения против римлян, в 435 г., наемная дружина гуннов опустошила их государство. Король Гундикар был убит и остаток бургундского народа был переселен Аэцием в Сабаудию (Савойю). Здесь король Гундиох основал новое Бургундское государство в области реки Роны. При его сыновьях Гундобаде, Годегизеле и Хильперихе Б. распалась на 3 части, с главными городами Лион, Вьенн и Женева. Но Гундобад, умертвив братьев, объединил под своей властью всех бургундов. Он издал первый кодекс бургундских законов — "Lex Gundobada" — и значительно ослабил распри между католиками и арианами (большая часть бургундов приняла христианство от арианского духовенства); † в 516 г.

Его преемник Сигизмунд, перешедший в католичество, был разбит сыновьями франкского короля Хлодвига и вместе с женой и детьми утоплен в колодце в Кульмье. Брат его Годомар сначала (524) разбил франков при Везеронсе, но потом был сам разбит (532) ими и Б. была присоединена к Франкскому государству. После разделения этого государства (561), Бургундия то получала самостоятельность, то присоединялась к одной из частей Франкского государства — Австразии или Нейстрии. В IX веке, при распадении Франкского государства после Карла Великого, Бургундия опять возродилась как самостоятельное государство. Бозо, граф Вьенский, с помощью папы Иоганна VIII провозгласил себя на Мантальском съезде вельмож королем Б. и Прованса (880). Так возникло государство Цис-юранской Б., получившее название Арелатского (см.), от главного города Арля, и простиравшееся от Альп до реки Роны и от Средиземного моря до Соны. Но уже в 887 г. от него отделилась северная часть, образовавшая особое Транс-юранское или Верхнебургундское государство, с королем Рудольфом I. Сын его Рудольф II (934) соединил опять оба государства. Рудольф III, теснимый своими вассалами, назначил наследником императора Генриха II, своего племянника. После смерти Генриха II новый император, Конрад II, объявил Б. леном Германской империи и после продолжительной борьбы с претендентами на бургундский престол, герцогом Эрнстом Швабским и графом Одо Шампанским, добился (1038) коронования своего сына, впоследствии императора Генриха III, бургундским королем, на сейме в Золотурне. С тех пор некоторые германские императоры короновались в Арле бургундскими королями; но с падением Гогенштауфенов связь Б. с Германией становилась все слабее. В последний раз короновался в Арле (1364) бургундским королем император Карл IV. Мало-помалу Б. распалась на множество мелких самостоятельных государств, которые, за исключением Савойи и Монбельяра, были присоединены к Франции.

Такую же почти судьбу имело герцогство Бургундское (франц. Bourgogne в тесном смысле), основанное в 884 г. братом Бозо, Рихардом, графом Отэнским. Герцогство простиралось от Шалона на Соне до Шатильона на Сене. После смерти Рихарда герцогство досталось его сыну Рудольфу (Раулю), который в 923 г. взошел на французский престол и † в 936 г., не оставив потомства. Генрих, брат французского короля Гуго Капета, женатый на внучке Рихарда, наследовал герцогство, которое таким образом перешло к боковой ветви Капетингов, угасшей в 1361 г. Иоанн, король французский, отчасти по праву сюзерена, отчасти по родству с последним герцогом Бургундским присоединил герцогство к французской короне. Но в 1363 г. он отдал его в лен младшему сыну своему Филиппу Смелому,
явившемуся родоначальником новой линии Бургундских герцогов. С этого времени начинается самая блестящая пора в истории Бургундского герцогства. Торговля, ремесла, искусства, и вместе с ними благосостояние граждан и богатство страны поднялись и процветали. Филипп Смелый вступил в брак с Маргаритой, единственной дочерью и наследницей Людвига III, графа Фландрского, и таким путем приобрел цветущие области Фландрии и Франш-Конте.


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:36 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Герцог Бургундский:
Вехи биографии
Прозвище «Храбрый» получил в 1356 после битвы при Пуатье, во время которой, сражаясь рука об руку со своим отцом, единственный не бросил того в критическую минуту. Итогом битвы стало пленение Иоанна II англичанами, предводительствуемыми «Черным Принцем» Эдуардом Вудстокским. Филипп сопровождал отца в Англию.
В 1360 году, после подписания мира в Бретиньи, Филипп возвращается с отцом во Францию, где становится графом, а позднее герцогом Туреньским.
В 1363 году получает, после смерти отца, титул герцога Бургундского. В конце того же года становится первым пэром Франции.
В период с 1364 по 1380 гг., в правление короля Франции Карла V Мудрого, герцог Филипп поддерживает короля в военных действиях против Наварры и Англии.
В 1369 году Филипп берет в жены Маргариту, дочь графа Людовика II Фландрского, герцогиню Брабанта и Лимбурга, графиню Фландрии, Артуа, Невера, Ретеля, маркграфиню Антверпена, сеньору Малина. В качестве приданого Филипп присоединил все земли своей супруги к Бургундии.
В 1380 году, после смерти Карла V, становится регентом двенадцатилетнего короля Карла VI, фактически, захватив власть в свои руки.
В 1382 Филипп II подавляет Гентское восстание, направленное против его тестя графа Фландрского Людовика II.
В 1383 году — подавляет инспирированный Англией бунт во Фландрии.
В следующем году, после смерти Людовика II Фландрского, наследует его земли.
В 1386 году неудачно пытался провести кампанию против англичан.
В 1388 году принял участие в закончившейся провалом кампании против Нидерландов.
Увлекшись военными акциями и борьбой за расширение Бургундии, на время утратил влияние на молодого короля Франции Карла VI, отстранившего от власти своих родственников и вернувшего доверие бывшим советникам Карла V, т. н. мармузетам (фр. «мальчуганы»). Но в 1392 году у короля Карла VI стало со все возрастающей силой проявляться психическое расстройство, порой перерождавшееся в буйное помешательство. Король был неспособен управлять страной и Филипп II при поддержке своего брата Иоанна, герцога Беррийского, восстанавливает свои полномочия регента.
С этого момента и до самой смерти Филипп II Бургундский фактически лично правил Францией. Преемником Филиппа стал его сын герцог Иоанн Бесстрашный


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:38 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Военное дело:

Бургундский ордонанс 1364-1477 годов
[/u]Начиная свое правление в качестве герцога Бургундского в 1364 году, Филипп Смелый назначил своим заместителем и фактически главнокомандующим бургундской армией (маршалом) Жана де Монтегю, сира Сомбернона. Проблема заключалась в том, что как таковой, бургундской армии не существовало. На смотре в Дижоне, столице герцогства, все военные силы герцога состояли из одного баннерета(им был сам Жан де Монтегю), 134 бакалавров (менее знатных рыцарей, идущих в бой под раздвоенными вымпелами. Нередко, после боя особо отличившихся бакалавров производили в баннереты простым отрезанием концов знамени), 105 сквайров (то, что называют men-at-arms), 19 конных лучников, одного трубача и одного кузнеца. Назвать это армией язык не поворачивается, скорее, это гвардия, и только. - это то, что мы имеем на данный момент относительно файтеров.

Надо сказать, что по существующей тогда военной системе, сюзерен на 40 дней мог собрать всех своих вассалов “конно, оружно и готовых к бою”. Для герцога Бургундского это было большой проблемой, так как территориально целостного герцогства не существовало. Долгое время были две столицы – официальная, в Дижоне – и резиденция в Льеже, одном из самых богатейших городов в Европе. Герцоги Бургундские в этих двух городах фактически держали две армии, причем Фландрия (ставшая частью Бургундии в 1384г) предпочитала давать не рекрутов и сквайров, а деньги. Так что изначально, уже с 1380-90г.г. бургундская армия набиралась как феодально, так и из среды наемников, которых было очень много именно в эти годы.
Но и нерегулярное феодальное войско фактически несло службу за плату бургундскому двору. Чтобы упорядочить этот процесс становления национальной профессиональной армии, герцог Бургундский, Иоанн Бестрашный, сын Филиппа Смелого издал ряд указов в 1405-08 годах, именно они и являются ордонансами, то есть буквально “указами”.
Структура бургундской армии.
Геополитически Бургундия была разделена на две части – северную (Фландрию, Брабант, Генегау и Люксембург) и южную(Бургундию, Невер, Лорран). Мало того, владение доменом Бургундии делало герцога вассалом французского короля, а обладание землями к востоку от Рейна –вассалом германского императора. При Филиппе Смелом, который ладил со своим отцом и старшим братом, французскими королями, Бургундия считалась частью Франции и фактически так и было.
Но Иоанн Бесстрашный всерьез претендовал на французскую корону, в 1417 году он собрал 10 000 армию для похода на Париж. Начавшуюся в 1407-08 годах гражданскую войну герцог встретил с очень сильной армией, благодаря его переписке с маршалом Бургундии Жаном де Вержи известен точный состав бургундской армии: 38% из Фландрии и Артуа, 29% - Бургундия и дом герцога, 33% - германские и итальянские наемники, английские men-at-arms и лучники.
Более точно структуру бургундской армии можно узнать из архивов сына Иоанна, Филиппа Доброго. После убийства отца на мосту Монтеро (в заговоре и непосредственно в убийстве участвовал дофин, будущий король Франции Карл VII), Филипп объявил войну как Парижу, так и партии арманьяков.
Именно Филипп Добрый и его сын, последний герцог Бургундии, Карл Смелый и создали то, что мы называем бургундским ордонансом.
Итак, период становления бургундского ордонанса – 1407-1420 годы. Структуризация армии приходится на 1430-50 годы, а когда историки говорят про “бургундский ордонанс”, они имеют в виду реформы Карла Смелого 1471-77 годов.
До 1471 года в бургундскую армию входили представители знати со своими отрядами, гвардия герцога, городские ополченцы и иностранные наемники, с 1471 года – это фактически профессиональная армия, подчиняющаяся лично герцогу.
Ядро армии, стандартное для любой армии той эпохи (1440-1470): тяжелая кавалерия (жандармы), как правило, все рыцари знатного происхождения.
К легкой кавалерии относили всех слуг, пажей, сержантов, хубиларов и страдиотов, а также конных лучников и арбалетчиков, которые были “ездящей пехотой”. Если задачей тяжелой кавалерии был таранный удар по линии врага и пролом ее, то легкая кавалерия предназначалась для охвата флангов противника, прикрытия своих флангов, преследования врага в случае его бегства.
Пехота формировалась из алебардистов, наемных (в основонм, фламандских) солдат с длинными копьями – и арбалетчиков с лучниками. Следует отметить, что бургундцы воевали бок о бок с англичанами как союзники и переняли их тактические приемы: спешивание рыцарей, установка кольев перед фронтом лучников, первую шеренгу лучников образовывали пикинеры и т.д.
Следует отметить также оперативную группу армии, невиданных размеров, которую могли себе позволить только короли и императоры. У герцога Бургундского она была, пожалуй, одной из самых больших. Речь идет о сотнях, тысячах плотников, каменщиков, кузнецов, минеров, писарей, возчиков, шорников и т.д. Ни одна полевая война, ни одна осада была невозможна без этих рабочих.
Что касается артиллерии, то у Бургундии она была одна из лучших – самые высокооплачиваемые немецкие артиллеристы были на службе герцога, самые новые модели кулеврин, серпентин, бомбард и петард были в бургундской армии.
[u]


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:42 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Бургундские дворянские фамилии и фамилии связанные с Бугундией:
Альбон (графы, дофины) (Бургундия) (Франция)
Бургундские (пфальцграфы) (Ивр) (Италия)
Бургундские (пфальцграфы) (Литпольдинги) (Германия)
Бургундские (пфальцграфы) (Бурбон-Дампьерр) (Франция)
Бургундские (короли) (Вельфы) (Германия)
Бургундские (герцоги Бургундские) (Капетинги) (Франция)
Бургундские (герцоги из дома Капетингов) (Франция)
Бургундские (герцоги Бургундские) (Валуа) (Франция)
Вельфы (Германия, Бургундия)
Вельфы-Эсте (Германия, Бургундия)
Ивры или Иврея (Короли Италии и графы Бургундии)
Кастилия (короли Кастилии и Леона) (Бургундия) (Ивр)
Лилль (Виконты де Лилль)(бастарды Бургундии) (Франция)
Макон (Графы де Макон) (Бургундия) (Франция)
Оксонн (графы д'Оксонн) (Бургундия) (Ивр) (Франция)
Оксерр (графы д'Оксерр) (Бургундия) (Ивр) (Франция)
Оранские (Принцы Оранские) (Франш-Конте, Бургундия) (Франция)
Орлеанский дом (Валуа) (Франция)
Тоннер (графы де Тоннер) (Бургундия) (Ивр) (Франция)
Херлаэр (Правители Херлаэра) ( бастарды Бургундии) (Германия)
Шалон (графы) (Бургундия) (Франция)
Эсте-Вельфы (Германия, Бургундия)

http://nobles.narod.ru/ - здесь подробности.


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:46 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Хронологическая таблица
1328 Старшая ветвь Капетингов во Франции пресекается. Французский престол наследует династия Валуа в лице Филиппа VI
1337 Начало Столетней войны между Англией и Францией
1356 Битва при Пуатье. Французский король Иоанн (Жан) II Добрый вместе с младшим сыном Филиппом попадает в плен к англичанам
1363 Король Франции Иоанн II Добрый передает в лен своему младшему сыну Филиппу герцогство Бургундию, где пресеклась герцогская династия (боковая ветвь Капетингов)
1369 Филипп I Храбрый, герцог Бургундии, вступает в брак с Маргаритой, наследницей Фландрии, Артуа, графства Бургундии (Франш-Конте), Невера и Ретеля
1378 Великая схизма в католической церкви. Часть кардиналов избирает на папский престол архиепископа Бари, принявшего имя Урбана VI и оставшегося в Риме, другие же - кардинала Роберта Женевского под именем Климента VII, отправившегося в Авиньон
1380 Король Франции Карл VI под опекой регентов, своих дядьев герцогов Людовика Анжуйского, Филиппа Бургундского и Жана Беррийского
1384 Филипп и Маргарита Бургундские наследуют Фландрию и прочие земли
1385 Жан Неверский, позднее именовавшийся Жаном Бесстрашным, сын Филиппа Храброго, вступает в брак с Маргаритой Баварской, дочерью герцога Альбрехта, графа Эно (Геннегау), Голландии и Зеландии; одновременно с этим Вильгельм, сын Альбрехта, вступает в брак с дочерью Филиппа Маргаритой Бургундской
1386 Филипп Храбрый с помощью короля Франции снаряжает в гавани Слейс морскую экспедицию в англию. Флот не отплывает
1392 Первый приступ безумия у французского короля Карла VI. Возобновление регентского правления герцогов Бургундского и Беррийского. Брат короля Людовик Орлеанский оспаривает их власть
1396 Французское рыцарское войско под началом Жана Неверского (Бесстрашного) соединяется под Будой с немецкими, венгерскими и польскими войсками. Войско крестоносцев разбито турками под Никополем. Жан Неверский в плену до 1397 г., освобожден за огромный выкуп
1396 Перемирие между Англией и Францией на 20 лет
1404 Жан Неверский, сын Филиппа Храброго, наследует Бургундию (герцогство и графство), Фландрию, Артуа и прочие земли
1406 Бургундская династия в лице Антуана, младшего сына Филиппа Храброго, приобретает Брабант
1407 Убийство герцога Людовика Орлеанского в Париже, организованное Жаном Бургундским (Бесстрашным), после чего он бежит во Фландрию
1408 Жан Бесстрашный возвращается в Париж и организует в свою защиту выступление перед двором магистра Жана Пти. Герцог подавляет восстание горожан Льежа против епископа
1409 По миру в Шартре Жан объявлен невиновным в убийстве Людовика Орлеанского
1410 Французское дворянство во главе с графом Бернаром д'Арманьяком образует партию, выступающую против правления бургундцев в Париже. Начало войны бургиньонов и арманьяков
1412 Арманьяки обращаются к королю Англии Генриху IV за помощью против бургиньонов
1414 Жан Бесстрашный заключает союз с новым королем Англии Генрихом V
1415 Вторжение английского короля Генриха V во Францию. Он одерживает победу в битве при Азенкуре; в бою попадает в плен Карл Орлеанский и погибают братья Жана Бесстрашного герцог Антуан Брабантский и граф Филипп Неверский
1418 Генрих V осаждает Руан. Террор бургиньонов в Париже: убиты граф д'Арманьяк и многие другие. Двоевластие во Франции: Жан Бесстрашный, герцог Бургундии, с королевой правят в Париже, дофин - в Бурже
1419 Руан взят англичанами. Жан Бесстрашный убит на мосту в Монтеро во время встречи с дофином его приближенными
1420 Встреча в Труа английского короля Генриха V, французской королевы Изабеллы и герцога Филиппа Доброго (Бургундского). Генрих V вступает в брак с Екатериной, дочерью Изабеллы, признается наследником престола и правит совместно с тестем, безумным Карлом VI. Генрих V вступает в Париж
1422 Смерть Генриха V Английского и Карла VI Французского. Малолетний Генрих VI, сын Генриха V и внук Карла VI, провозглашен королем Франции. Его дядя Джон, герцог Бедфорд, становится регентом. Болшинство французов принимает сторону дофина Карла (VII)
1428 Филипп Добрый приобретает Эно (Геннегау), Голландию и Зеландию в качестве "регента и наследника". Англичане осаждают Орлеан
1429 Жанна д'Арк является к дофину Карлу в Шиноне. Она снимает осаду Орлеана и приводит дофина в Реймс, где совершается его миропомазание и коронация
1430 Филипп Добрый женится третьим браком на Изабелле Португальской. Он учреждает орден Золотого Руна. Филипп Добрый наследует Брабант и Лимбург. Жанна д'Арк под Компьеном попадает в плен к бургундцам и выдана англичанам
1431 Генрих VI Английский коронуется как король Франции в Париже
1435 Мирный конгресс в Аррасе. Мир между Францией и Англией не заключен, однако Филипп Добрый примиряется с Карлом VII Французским, который отдает ему в залог города на Сомме и полностью освобождает Филиппа от ленной службы
1436 Карл VII в Париже
1440 "La Praguerie" (Прагерия) - фронда против Карла VII со стороны высшего дворянства, руководимого дофином Людовиком. Карл Орлеанский выкуплен из английского плена при содействии Филиппа Доброго
1447 Карл Добрый ведет переговоры с императором Фридрихом III о своем возведении в королевское достоинство
1448 Конец "Великой схизмы" в католической церкви
1451 Люксембург закреплен за Филиппом Добрым
1453 Конец Столетней войны. Филипп Добрый подавляет крупное восстание Гента в битве при Гавере
1454 Филипп Добрый откладывает исполнение провозглашенного им на придворном празднестве в Лилле обета выступить в крестовый поход против турок
1456 Филипп Добрый осаждает Девентер в качестве первого шага к завоеванию Фрисландии. Он возводит своего незаконнго сына Давида Бургундского на епископскую кафедру Утрехта. Дофин Людовик бежит от гнева своего отца Карла VII ко двору Филиппа Доброго в Брюссель
1461 После смерти Карла VII Французского Людовик XI возвращается вместе с Филиппом Добрым из его земель обратно во Францию
1463 Людовик XI высвобождает города на Сомме из-под бургундского залога
1465 Карл, граф Шароле, позднее Карл Смелый, соединяется с Карлом Беррийским, братом Людовика XI и герцогами Бретани и герцогом Бурбонским в лигу "Общего блага" для войны с Людовиком XI. В битве у Монлери королевские войска потерпели поражение. По соглашениям в Конфлане и Сен-Море Людовик XI отдал города по Сомме в Пикардии Филиппу Доброму, брат короля Карл получил Нормандию в апанаж
1467 Карл Смелый становится герцогом Бургундии после смерти Филиппа Доброго. Мятеж в Генте при первом посещении Карлом этого города
1468 Карл Смелый задерживает в Перонне приехавшего к нему Людовика XI и принуждает его к соглашению. Он жестоко подавляет восстание горожан Льежа. Карл женится третьим браком на Маргарите Йоркской, сестре короля Англии Эдуарда IV
1469 Карл Смелый завоевывает и аннексирует Эльзас и другие земли, которые Сигизмунд Тирольский, эрцгерцог австрийский, отдал Карлу в залог
1471 Бежавший из Англии в Нидерланды в 1470 г. Эдуард IV возвращается обратно с бургундской помощью и возвращает престол
1473 Карл Смелый становится сюзереном герцогства Гелдерн. Безрезультативная встреча в Трире императора Фридриха III и Карла Смелого, предлагавшего выдать свою дочь Марию за Максимилиана, сына Фридриха III с условием коронации Карла. Имперские города Эльзаса и епископства верхнего Рейна заключают союз против Бургундии с целью защиты своих свобод
1473 Графство Арманьяк присоединено к королевскому домену
1474 Карл Смелый отказывается согласиться на освобождение из-под залога Эльзаса. Его наместник Петер фон Хагенбах убит эльзасцами. Война Бургундии против швейцарцев и их союзников
1475 Карл Смелый безуспешно осаждает город Нейс. Людовик XI заключает союз со швейцарцами. Карл получает помощь от Эдуарда IV Английского, высадившегося во Франции. Людовик XI заключает мир с Эдуардом IV
1476 Карл Смелый завоевывает Лотарингию и выступает против швейцарцев. Он терпит поражения при Грансоне и Муртене. Карл осаждает Нанси
1476 Герцогство Немур присоединено к королевскому домену
1477 Карл Смелый гибнет при Нанси в битве против герцога Рене II Лотарингского.. Людовик XI возвращает короне герцогство Бургундию и посылает войска во Франш-Конте, Пикардию, Артуа и Геннегау.
Мария Бургундская, дочь Карла Смелого, вступает в брак с Максимилианом Австрийским, сыном императора Фридриха III
1480 Герцогства Анжу и Прованс присоединены к королевскому домену.
1482 Смерть Марии Бургундской. Максимилиан - регент Нидерландов в качестве опекуна своего сына Филиппа. По Арраскому миру император признал присоединение герцогства Бургундии к Франции


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 11:48 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Культурная справка:

Западная Европа. Раннее средневековье.
На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. Историю этикета, его развитие и трансформацию с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.
Застольные манеры в раннем средневековье
Совместное принятие пищи всегда было обставлено определенными ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имело еще и огромное социальное значение. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи, наконец, просто пообщаться.
Поэтому еще в раннесредневековых церемониальных пирах важным было, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п. О сервировке и застольном этикете в то время говорить сложно, поскольку, несмотря на богатую посуду, ели исключительно руками без соблюдения каких-либо правил.
Пиры в раннем средневековье
Пиры в раннее средневековье длились по многу часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями, причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки. На пиру поднимались кубки в честь короля, успешного завершения военных походов, какого-либо именитого гостя и т. д. Совместное застолье считалось в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Поэтому вооруженные конфликты в пиршественном зале карались строже, чем где бы то ни было.
Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения.
Застольный этикет в 11-13 веках
Применительно к обществу 11–13 веков уже можно говорить о правилах поведения за столом и определенных этикетных установлениях. Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький «главный» стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.
Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом. Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.
Индивидуальные столовые приборы
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож
(раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола. В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.
Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы. В Англии об употреблении вилок не упоминалось ранее 1600 года, а редкие исключения вызывали удивление. Например, в начале 17 века англичанин Томас Кориат, побывавший в Италии, писал: «Я видел обычай... который не распространен ни в одной христианской стране, а лишь в Италии.
Итальянцы... всегда пользуются маленькими вилами, когда режут мясо.. и если кто-либо, сидя за едой в компании, коснется общего блюда руками, он нанесет собравшимся обиду как преступивший правила хороших манер... Причина этой диковины такова, что итальянцы не хотят, чтобы блюд касались руками, считая, что пальцы человека не всегда чисты». Тем не менее Кориат быстро привык к вилке и продолжал пользоваться ею по приезде в Англию, за что получил от соотечественников прозвище «вилконос», и охарактеризовал их как
«грубых, невежественных, неуклюжих, жадных варваров». Пользование ножом и вилкой стало общепринятым лишь к середине 18 века, что чрезвычайно способствовало повышению культуры застолья.
Изменение застольных манер
Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке необходимостью стало соблюдать за собой чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды. Признаками роскошного стола в этот период являлись уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16—17 веках, но и изысканные блюда, поскольку в 18 веке появляется кулинария как искусство и как следствие этого — кулинарная мода, законодательницей которой являлась
Франция. После Великой французской революции открывается больше ресторанов, а процесс принятия пищи в обществе все более усложняется. Для 19 века характерны очень сложные застольные манеры, четкий порядок рассаживания и обслуживания гостей. В этот период появляется очень большое количество столовых приборов (для закусок, рыбы, мяса, салата, устриц, десерта, фруктов, чая, кофе и т. д.), умение правильно пользоваться которыми считалось необходимым. Также усложняются правила пользования салфеткой, строго регламентируются правила общения за столом, осанка, ритуалы произнесения тостов, начала и конца обеда.
Застольная беседа
Но застольные манеры сводились не только к умению пользоваться приборами и соблюдению правил еды и питья. Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета.
Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными. Позже, в 15—16 веках, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться. Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.
Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 15—16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.
Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление. В 18 веке уже считалось дурным тоном говорить слишком громко, привлекая к себе излишнее внимание, а также много говорить о себе и упорно настаивать на своей точке зрения. Вообще споры никогда не приветствовались в застольной беседе и их положено было избегать. Идеальной в 18—19 веках считалась ситуация, когда все приглашенные могли свободно вступить в беседу, не обременяя своими монологами.
В 19 веке правила общения за столом стали еще более строгими.
Необходимо было поддерживать общий разговор, а с соседями общаться так, чтобы разговор был слышен окружающим. Молчание не приветствовалось, даже если сказать было нечего. В руководстве 19 века по этикету описан случай, когда дама, которую посадили за стол рядом со своим личным врагом, сочла необходимым в течение времени, «достаточного для пристойного разговора с соседом», декламировать ему таблицу умножения, чтобы не обидеть хозяйку.
Закономерно для 19 столетия расширился и список запретных тем: помимо политики и религии, в него входили болезни, прислуга, отношения между мужчинами и женщинами и любые сколько-нибудь серьезные проблемы, затрагивающие присутствующих. Если беседа шла в общественном месте
(например, в ресторане), нельзя было упоминать личных имен, особенно женских.
Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время — беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.
Одежда в раннем средневековье
В раннем средневековье одежда еще не стала этикетным символом и была практически одинакова у мужчин и женщин — верхние и нижние рубашки и штаны.
Отличие состояло только в том, что женская рубашка была длиннее, а богатые шили одежду из более добротных и дорогих тканей.
Одежда как символ сословных различий
Средневековый костюм постепенно разделялся на мужской и женский
(мужчины носили штаны, женщины — род длинного платья поверх рубашки), а также появились различия по иерархическому признаку. В 12 веке феодалы начали носить длинное платье, подчеркивая невозможность физического труда.
Дамы носили широкие до земли рукава, прикрепленные к платью застежками.
Появились новые дорогие ткани, доступные лишь очень богатым людям — шелк, а позднее меха и кружево.
В четко структурированном феодальном обществе одежда служила больше чем просто защитой от холода или знаком личного благосостояния — она означала принадлежность к определенной группе, и каждый должен был носить костюм, соответствующий его положению. Моды как таковой еще не существовало, фасоны менялись раз в столетие. Одежда передавалась по наследству и в средневековом обществе играла очень важную роль.
Костюм определенного фасона и цвета был символом социального статуса человека и определял его принадлежность к группе — университет и цеховая корпорация, городской патрициат, монашеский и рыцарский ордена имели свои четко определенные особенности в одежде.
Нельзя было носить не соответствующий статусу костюм: за преступление члена корпорации (а им в этот период был каждый) могли лишить права носить костюм данной корпорации. Например, в 1462 году, городской совет Аугсбурга запретил купцу Ульрику Дендриху за растрату городской казны носить соболя, куницу, бархат, золотые и серебряные украшения. Феодалы, стремясь к исключительности своего костюма, также выступали против использования его элементов в одежде представителей других сословий. Указы королей Англии,
Франции и других европейских стран 13—14 веков запрещали горожанам носить дорогие меха и украшения. Городское законодательство также регламентировало одежду: например, костюмы и украшения женщин должны были соответствовать статусу их мужей.
В рыцарской культуре было популярно использование цветовой символики одежды: цвет должен был отражать не только социальное положение, но и состояние носящего его: надежду, любовь, горе, радость и т. д. Чрезвычайно популярен был обычай носить цвета дамы своего сердца.
Появление моды
В 14—15 веках зарождается мода, на которую попеременно оказывают влияние практически все страны Европы. Сначала в моде итальянский костюм — короткий камзол и плащ у мужчин, декольтированное платье, украшенное золотым и серебряным шитьем, — у женщин; затем он уступает место торжественной испанской моде — темное сукно, жабо, огромные кринолины. На протяжении столетий моды меняются, но на основе фасонов, принятых во
Франции.
Нижнее белье появляется только в 18 веке вместе с воскрешением норм личной гигиены, незаслуженно забытых в 16—17 веках. Моды теперь меняются быстро, но основной принцип одежды аристократии остается неизменным — она всегда подчеркивает полную невозможность физического труда и призвана только украшать. Изменения в стиле 19 века приносят в одежду удобство, но, к сожалению, только в мужскую. Женщины после недолгого отдыха от корсетов и фижм 18 века в платьях античного стиля вновь возвращаются к корсетам, кринолинам и турнюрам, не только мешающим двигаться, но и вредным для здоровья. Мужской же костюм этого времени — фрак, смокинг, визитка, а затем пиджак в сочетании с длинными брюками, предназначенными не столько для красоты, сколько для более или менее активной деятельности — весьма удобен и сохраняется до 20 века. Костюм 19 века перестает быть символом классовых различий, но остается важной частью этикета, так как в этот период формируется строгое разделение туалетов для дневного времени и вечера, работы и отдыха, визитов, посещений театра, бракосочетаний, траура и т. д.
Проявлением хорошего вкуса в одежде считается следование моде, но предпочтение не должно отдаваться слишком яркой одежде, что расценивается как вульгарность для этого века господства буржуазной добродетели.
Подарки в раннем средневековье
В раннесредневековом обществе, на стадии складывания феодальных отношений, уже существовали развитые формы этикета. Огромную роль в жизни варварского общества (как, впрочем, и в более поздние эпохи) играл ритуальный обмен дарами. Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека сопровождались взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь значительную материальную ценность, но могли быть и символическими, поскольку самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или служения. Подарки считались важным средством поддержания общественных связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь пригласить к себе на пир и отплатить не менее, а если возможно, то и более щедрым и обильным угощением.
Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс
Основной чертой феодального общества являлась его строгая иерархичность. Это общество, где социальные роли были четко распределены, где индивид уже при появлении на свет обладал комплексом определенных прав и обязанностей, в том числе и в сфере этикета. Более строгому регламентированию поведения в феодальном обществе были подчинены представители господствующего сословия.
Возникшая в 11 веке общественная система рыцарства распространилась по всей Европе, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage —вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, требовалась личная инициатива, рыцарь должен был сообразовывать свое поведение не со здравым смыслом, а с требованиями этикета. Например, во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю и не думая о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.
Требования к рыцарю
Согласно принятым в средние века представлениям, неоднократно сформулированным в литературных памятниках 12-13 веков, основными добродетелями рыцаря являлись храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, стремление к славе. Все эти качества идеальный рыцарь должен был постоянно демонстрировать, как бы исполняя отведенную ему роль. Например, щедрость, как одна из основных доблестей феодального сеньора, проявлялась в том, что он раздавал и растрачивал свои богатства, не считая ни доходов, ни расходов и поражая гостей и вассалов своей часто бессмысленной расточительностью (один рыцарь велел засеять вспаханное поле кусками серебра, другой использовал для приготовления пищи восковые свечи вместо дров). Гостеприимство выражалось в организации бесчисленных пиршеств с огромным количеством гостей, где подавались десятки изысканных блюд и раздавались дары.
Посвящение в рыцари
Жизненный путь рыцаря был четко определен с самого рождения. С детских лет мальчиков обучали владеть оружием, а в семилетнем возрасте будущего рыцаря посылали служить пажом в замок родственника или сеньора. Там он учился охотничьему мастерству, верховой езде, искусству боя, а также манерам поведения по отношению к высшему, равному ему лицу или даме. Рыцарь должен был уметь играть на музыкальных инструментах, часто — слагать стихи
(хотя умение читать и писать далеко не было обязательным), играть в шахматы, танцевать. В возрасте 14 лет паж становился оруженосцем и сопровождал своего господина в походах и на турнирах, помогая ему на поле брани и прислуживая в замке. В 21 год наступала пора посвящения в рыцари.
Посвященный, одетый в платье определенного цвета, проводил ночь, бодрствуя в часовне, затем посвящал Богу свой меч и принимал причастие. Далее следовало ритуальное омовение, потом оруженосец преклонял колено перед сеньором, который наносил ему символический удар в шею или по щеке, после чего рыцарю надевали шпоры и перепоясывали его мечом. Полностью вооруженный, он вновь вставал перед сеньором на колени и получал еще один символический удар мечом. После этого рыцарь садился на коня и демонстрировал присутствующим свою ловкость и умение владеть копьем, поражая мишень.
Принятие вассальной зависимости
Полноправный рыцарь должен был входить в сложную систему сеньориально- вассальных отношений, т. е., как правило, служил своему сеньору и покровительствовал тем, кто находился в вассальной зависимости от него. Для установления таких отношений необходимо было выполнить ритуальную процедуру оммажа, когда вассал, стоя на коленях, вкладывал свои руки в руки господина и приносил ему клятву в верности, после чего получал от сеньора меч в знак установления взаимных обязательств.
Турниры
Турниры, являвшиеся неотъемлемой частью образа жизни рыцаря, проводились в соответствии с установленным ритуалом. Соперники, одетые в цвета своего рода или своей дамы, с непременным гербом и девизом на щите, должны были выбить друг друга из седла, строго соблюдая правила. В первый день турнира проводились единоборства, когда каждый мог выбрать себе соперника и вызвать его на бой, затем происходило сражение двух отрядов.
Победитель получал награду из рук устроителей турнира или избранной им дамы. Турнир мог устроить король либо любой достаточно богатый и знатный феодал, имеющий такую возможность. С течением времени эти состязания обставлялись все более пышно, включая в себя элементы театрализованного действия.
Обеты
Много внимания уделялось соблюдению обетов, какими бы странными или даже смешными они ни казались в другие времена. Рыцарь мог дать клятву не прикасаться к пище или какому-либо определенному ее виду, не стричь волос, есть и пить стоя, носить на себе цепи и даже не мыться до тех пор, пока не исполнит торжественно данного обещания, касавшегося, как правило, военных подвигов.
Представления об учтивости
Стремясь к первенству при дворе, на турнире или на поле брани, рыцари соревновались друг с другом в учтивости. Неслыханным позором для рыцаря было не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобало, но и среди равных было распространено постоянное и подчеркнутое стремление оказать почести. Уступить более почетное место, пойти навстречу, первым обнажив голову в знак уважения, считалось признаком хорошего воспитания, и потому при посещении храма или переходе через узкую улочку начинались бесконечные споры о том, кто кому уступит дорогу, а при попытке поцеловать руку даме та часто отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной чести.
Куртуазная любовь и культ дамы
В средние века церковь и законодательство освящали неравноправие мужчин и женщин. Женщина была лишена многих социальных и экономических прав, ее подчиненное положение в семье было законодательно закреплено.
Выходя замуж, она теряла все права на наследство от родителей, не получая ничего, кроме своего приданого; оставаясь вдовой, она зависела от своих сыновей.
Тем не менее именно в этот период возникает так называемый «культ дамы», или форма отношений между рыцарем и его дамой, названная «куртуазной любовью», что нашло свое отражение в рыцарской поэзии 12–13 веков, в произведениях таких авторов, как Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер
Фогельвейде, Кретьен де Труа и других. Согласно средневековым источникам отношения рыцаря и дамы приравнивались к отношениям сеньора и вассала и часто описывались с употреблением той же терминологии. Рыцарь должен был избрать себе объект поклонения и служить избранной даме как своему сеньору, даже если его чувство никогда не было вознаграждено. Прекрасная дама в представлении средневековых авторов должна была обладать любезностью, способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым нравом и кокетливостью.
Куртуазная любовь никогда не была связана с браком и противопоставлялась ему, но тем не менее, невзирая на «незаконность» отношений, который могли представлять собой и платоническое «служение», и адюльтер, и даже «любовь на расстоянии» (когда рыцарь совершал подвиги во имя дамы, которую никогда не видел), поведение рыцаря и дамы определялось целой системой строго установленных норм. Рыцарь всячески демонстрировал свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось, что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко оплакивая свою участь.
Принято было носить цвета своей возлюбленной (символика цвета играла важную роль в средневековом этикете и в особенности в отношениях между влюбленными) и предметы ее туалета, подаренные в знак любви. Иногда по окончании турнира дамы оставались полуодетыми, так как дарили рыцарям свои украшения и детали одежды вплоть до рукавов и рубашек. Эти подарки имели большое значение и всегда сопровождали рыцаря. Если он побеждал в турнире, будучи одетым в цвета своей дамы, он посылал ей коня и оружие побежденных противников. Дама могла оставаться равнодушной к ухаживаниям, не проявляя жалости и сострадания, но могла и принять их, также нося герб своего поклонника и демонстрируя его дары.
И дама, и в особенности рыцарь часто давали обеты и клятвы, сопряженные с особенной трудностью выполнения (известен случай, когда дама вручила своему возлюбленному свою рубашку вместо кольчуги для участия в турнире, а затем, после его победы, с гордостью надела окровавленную рубашку поверх своего платья). Даже для чрезвычайно знатных феодалов не считалось зазорным слагать стихи и песни в честь дамы и даже лично исполнять их (иногда восхваление дамы поручалось странствующим менестрелям, воспевавшим красоту и благородство какой-либо особы везде, где им приходилось скитаться).
Несмотря на всю искусственность кодекса куртуазной любви, концепция служения даме стала стандартом поведения на протяжении столетий. Она повысила положение женщины в обществе и требовала от мужчины хотя бы внешнего соответствия нормам щедрости, учтивости, верности и скромности.
Появившиеся в тот период понятия о «благородном» поведении создали поведенческие образцы, сохранившиеся до настоящего времени. Таким образом, рыцарский кодекс оказал чрезвычайно важное влияние на развитие этикета в последующие столетия и внес несомненный вклад в формирование современных манер, поскольку даже этикет двадцатого столетия предусматривает для женщин определенные привилегии и преимущества.
Придворный этикет
С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.
В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.
Например, при бургундском дворе герцог два–три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения.
Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева
Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.
Право первенства
Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.
Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 12:02 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
11 детей:

Иоанн Бесстрашный
28.5.1371-10.9.1419 28.5.1371-10.9.1419

Karl Чарльз
3.1372-13.7.1373 3.1372-13.7.1373

Anton Graf von Rethel Антон фон Ретель
1384-25.10.1415 1384-25.10.1415

Margarete Маргарет
1374-8.3.1441 1374-8.3.1441

12.4.1385 12.4.1385
oo Wilhelm II. Herzog von Bayern OO Уильям II, герцог Баварии
5.4.1365-31.5.1417 5.4.1365-31.5.1417

Ludwig Людвиг
5.1377-10.1.1378 5.1377-10.1.1378

Katharina Екатерина
1378-26.1.1425 1378-26.1.1425
Pontoise Dijon Pontoise Дижон

1393 1393
oo Leopold IV. Herzog von Österreich О. Леопольд IV, герцог Австрии
1371-3.6.1411 1371-3.6.1411

Bona Bona
1379-10.9.1399 1379-10.9.1399

Maria Мария
8.1380-2./3.10.1428 8.1380-2./3.10.1428

1401 1401
oo Amadeus VIII. Graf von Savoyen OO графа Амадей VIII Савойский
4.9.1383-7.1.1451 4.9.1383-7.1.1451

Philipp Graf von Nevers Филиппа, графа Невера
10.1389-25.10.1415 10.1389-25.10.1415


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Понедельник, 14.09.2009, 12:49 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
МАРГАРИТТАП БУРГУНДСКАЯ -графиня Фландрии (Маргарита III) с 1384, графиня Невера (Маргарита I) 1384, Ретеля (Маргарита I) 1384—1402, пфальцграфиня Бургундии и графиня Артуа (Маргарита II) с 1384 из династии Дампьер, дочь Людовика II Мальского и Маргариты, дочери Жана III, герцога Брабанта.
------------------------------ ------------------------------
Апрель 1337(?) - Март 1405
Похоронена: Лилль, в захоронении родителей .
Дочь Людвига фон Мале, графа Фландрии
В 14 лет к ней сватался английский двор, для сына короля Эдуарда III, графам Кембриджа, и он не был с ней помолвлен.
В мае 1357 г. Выходит замуж за Филиппа фон Роуфресом, герцогом Бургундии, однако бысто становится вдовой (21 ноября 1361). Снова предлагалась английская связь с принцем Эдмундом фон Камбридге, Сына Эдуарда III, графам Кембриджа. Помолвка состоялась, но попытка брака потерпела неудачу, на этот раз, только благодаря папе Урбану V. Ввиду опасности такого брака для Франции, а именно возможное преобладание Англии через Фландрию, а также Бургундию, король Карл V добился способа помешать - вызывал разрыв помолвки решением папы Римского.
Маргарете была вожделенной партией, так как однажды она должна была наследовать графства Фландрия, Артоис, Невер и Ретель в Арденнах.
После смерти первого мужа она была 3-й по популяроности в Европпе.
Брат короля, Филипп Смелый, воспользовался преимуществами этой ситуации и сочетался браком с Маргаритой в 1369 году. Она была умна и некрасива, но жила в действительно гармоничном браке с ним, родив 11 детей.
В 1384 она наследовала графства ее отца. Фландрия перешла в дом Бургундии.

(перевод с немецкого)


Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
pantera-lvivДата: Суббота, 02.10.2010, 23:29 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Статус: Offline
Смотрите, анализируйте, базируйте легенды.

Вся жизнь - лишь мгновение...и в каждом мгновении этой жизни - все.
 
ХмельДата: Вторник, 16.11.2010, 16:24 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Offline
Спасибо огромнае за материал!

Для Атоса это слишком много, а для графа Де ля Фер - слишком мало(с)
 
Форум » Реконструкция » Историческая информация » Бургундия (Инфа по Бургундии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz